900-дневная осада Ленинграда во время Второй мировой войны была одной из самых ужасных осад в современной истории. Дьявольский план Гитлера состоял в том, чтобы перекрыть все маршруты снабжения продовольствием в городе двух миллионов жителей и позволить природе делать грязную работу.

«Ленинград должен умереть от голода», – заявил Гитлер в своей речи в Мюнхене 8 ноября 1941 года.


Так и случилось – следующей зимой сотни тысяч людей умерли от голода. Люди тщетно пытались выжить, употребляя опилки. Другие замерзли на улицах, пытаясь пройти при температуре -30 °C несколько километров до киосков раздачи еды.

Книга рекордов Гиннеса
Внутри Вавиловского института растениеводства, Санкт-Петербург

Группа российских ботаников спряталась в хранилище Института растениеводства им. Вавилова с драгоценной коллекцией семян и растений. Эта коллекция, содержащая семена почти 200 000 сортов растений, из которых около четверти было съедобным, являлась одним из крупнейших в мире хранилищ генетического разнообразия пищевых культур. Среди них было много риса, пшеницы, кукурузы, бобов и картофеля, которых было достаточно, чтобы поддержать ботаников и помочь им пережить худшие дни осады.

Но ученые забаррикадировались в зернохранилище не для того, чтобы спасти себя, а чтобы защитить эти семена от нацистов, а также от голодающих, которые ходили по улицам.

Коллекция заполняла 16 комнат, в которых никогда не оставался кто-то один. Персонал, онемевший от холода и истощенный от голода, круглосуточно охранял хранилище. Когда осада затянулась, один за другим эти люди начали умирать от голода, но на одно зернышко не было съедено. В январе 1942 года Александр Щукин, специалист по арахису, умер за письменным столом. Ботаник Дмитрий Иванов также умер от голода, будучи окруженным несколькими тысячами пачек риса, которые он охранял. К концу осады весной 1944 года девять из них умерли от голода, охраняя сохранность всей этой еды. Многие из культур, которые мы имеем сегодня на своем столе, были получены в результате скрещивания с сортами, которые эти ученые спасли от уничтожения ценой своих жизней. Для того, чтобы лучше понять этот подвиг, нужно заглянуть глубже в историю.

Николай Вавилов в 1933 году

Банк семян, который защищали советские ученые, был одним из первых в своем роде. Его основал в 1926 году выдающийся ботаник и генетик России, и «величайший в мире исследователь растений» Николай Вавилов, который собрал больше семян, клубней и плодов со всего мира, чем кто-либо в истории человечества.

Николай Вавилов был одним из первых ученых, которые предвидели исчезновение разнообразия растений, а также катастрофические последствия, которое это исчезновение окажет на производство продуктов питания. Выросший в бедной сельской деревне, страдающей от периодических неурожаев и скудного рациона, Вавилов с раннего возраста был одержим ликвидацией голода как в своей родной России, так и в мире.

В начале 20-го века, между двумя мировыми войнами, Вавилов много путешествовал по пяти континентам, посетив в общей сложности 64 страны, собирая сорта растений и образцы пищевых культур. Он самостоятельно выучил 15 языков, чтобы общаться с крестьянами в разных странах. После почти десятилетия путешествий и сотен командировок Вавилов основал Павловскую опытную станцию ​​в составе Института растениеводства, расположенного в Ленинграде в Павловске на территории нынешнего Санкт-Петербурга.

Образцы, собранные Николаем Вавиловым, экспонируются в Вавиловском институте растениеводства

В то время как Вавилов собирал образцы культур и строил банк семян для сохранения разнообразия продуктов питания для будущих поколений, в СССР объявили гением молодого и ранее неизвестного агронома по имени Трофим Лысенко, разработавшим “новую революционную сельскохозяйственную технику”, которая спасла бы пролетариев от голода. На самом деле, метод Лысенко, который заключается в охлаждении зерен, чтобы заставить их раньше распускаться весной, известен с 1850-х годов как яровизация. Также известно, что яровизация принесла лишь незначительный прирост урожая, а не в три или четыре раза, как утверждал Лысенко. Он также пытался доказать, что эти полезные свойства передаются зернам по наследству.

Лысенко быстро завоевал благосклонность Иосифа Сталина. При поддержке советских СМИ, которые с легкой руки партийного аппарата преувеличивали его успехи и скрывали неудачи, Лысенко начал собирать экспериментальные данные в поддержку своих теорий и осуждал любого, кто пытался выступить против его методов. С 1934 по 1940 год, по указанию Лысенко и с одобрения Сталина, более 3000 биологов и генетиков оказались в тюрьме, были уволены или расстреляны за попытку противостоять Лысенко.

Трофим Лысенко

В августе 1940 года Вавилов собирал семена в приграничных районах России и Восточной Европы, когда подъехала машина с агентами КГБ и увезла его. Он был приговорен к двадцати годам лишения свободы в советском ГУЛАГе. Во время пребывания в саратовской тюрьме Вавилов заболел воспалением лёгких и переболел дизентерией, которой он заразился во время эпидемии в 1942 году. В последний год своей жизни Н. И. Вавилов страдал дистрофией. Итогом всех болезней стал упадок сердечной деятельности, из-за которого наступила смерть.

«До появления карты центров разнообразия растений Вавилова ни один ученый не понимал закономерностей биологического разнообразия по всей земле, – пишет Гари Пол Набхан, автор книги Where Our Food Comes From: Retracing Nikolay Vavilov’s Quest to End Famine, – Путешествуя поездом, лодкой, самолетом, автомобилем, мулом, Вавилов не только стал свидетелем природных и культурных срезов, которые до него не обследовал ни один ученый, но и впитал их в теорию биогеографии, которая остается с нами сегодня”.

В настоящее время на Павловской опытной станции хранится более 325 000 образцов семян, включая крупнейшую в мире коллекцию фруктов и ягод. К ним относятся почти тысяча сортов клубники, около 600 видов яблок и более сотни сортов крыжовника, вишни, сливы, красной смородины и малины. Примерно 90 процентов этой коллекции уникальна – ей нет аналогов ни в одной другой научной коллекции в мире. Сегодня это один из 1400 банков семян в мире, самым амбициозным из которых является Глобальное хранилище семян Шпицберген, расположенное на норвежском острове Шпицберген всего в 700 милях от Северного полюса.

Тюремные фото Николая Вавилова. Несколько глубоких шрамов на правой щеке указывают на жестокие побои, нанесенные ученому в тюрьме
Образцы, собранные Николаем Вавиловым, экспонируются в Вавиловском институте растениеводства
Банк семян в Институте растениеводства им. Вавилова в 2002 году


Читайте еще:


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here