В IX веке японский буддизм пополнился еще одной сектой, которая резко отличалась от большинства, исповедуя самоистязания и всякие жестокие эксперименты над собственным телом. В истории человечества можно насчитать десятки религиозно-фанатических направлений, адепты которых направляли плоды своего воспаленного воображения на посторонних, представляя угрозу здоровью и жизни последних – стоит только вспомнить человеческие жертвы. На фоне таковых секта сингон выглядит вполне безобидно, ведь кроме себя любимых они абсолютно никого не трогали, да и участие в истязательных ритуалах было делом абсолютно добровольным. Кроме изувечивания своего тела у них существовал интереснейшая процедура самомумификации, о которой сегодня рассказ.

Как понятно из названия статьи, практика эта называлась по-японски  сокушинбутсу, что в переводе означает “достижение состояния Будды при жизни”. Считается, что монахи, превратившие свои останки в нетленные, не умирают вовсе, а достигают особенного состояния “между жизнью и смертью”, постоянно находясь в состоянии медитации и отрешенного созерцания. Они могут общаться даже с миром мертвых, только вот с живыми – проблема, но просветленным это ни к чему.

Процесс мумификации оттачивался практикантами на протяжении сотен лет и состоял из трех этапов по тысячу дней. То есть путь к состоянию мумии занимал без малого десять лет и требовал от монаха крайнего напряжения психических и физических сил, ведь убивать себя всегда дело нелегкое, тем более медленно. История умалчивает о том, сколько адептов умело преждевременно, так и не достигнув желанного уровня “состояния Будды”.

Первые 1000 дней диеты и физических упражнений были направлены… на похудание, а именно – лишение тела жировых прослоек, поскольку именно жир лучше всего способствует разложению трупа. Рацион состоял исключительно из орехов, семян и теста из гречневой муки. Диета в следующие 1000 дней становилась еще жестче и заключалась в поедании коры и корней сосны. Несмотря на крайнее истощение, монахи продолжали участвовать в буддистских ритуалах, пели мантры, молились, обливались холодной водой. В конце второго этапа в меню появлялась явная отрава – сок дерева уруши. Этот сок использовался для изготовления лаков и ввиду токсичности вызывал рвоту и обезвоживание организма. Но если впереди просветление, то на такие мелочи наплевать. Яды, накапливаемые в тканях тела, делали их непригодными для питания любых организмов (червей например) после смерти монаха. После того, как человек как следует пропитался токсинами, наступал последний этап, который, в отличие от первых двух, мог длится меньше, чем 1000 дней. Монаха опускали в специально для него вырытую в земле “ячейку”, настолько маленькую, что он мог находиться там только сидя в позе лотоса. Там, на 3-метровой глубине его замуровывали, оставляя только бамбуковую трубку для воздуха. Аскет, почти превратившийся в “сокушинбутсу”, продолжал молиться и петь сакральные тексты, время от времени звоня в колокольчик, что являлось единственным доказательством, что он еще жив. Само собой, в таких условиях колокольчик дзинькал совсем недолго.

После того, как колокольчик прозвучал в последний раз, отсчитывали три года и выкапывали готового “сокушинбутсу”. Несмотря на многолетние приготовления, не было никаких гарантий, что мумифицирование пройдет успешно, даже более того – за 900-летнюю историю существования секты известно не более 24 случаев превращения монахов в полноценные мумии. Подавляющее большинство практикующих приходилось хоронить “по-человечески” ,поскольку их останки оказывались даже очень тленными. Правда, тут имеется примечание – полноценный процесс возможен лишь при условии духовного просветления, иначе все физические действия теряли смысл. А вот нетленные останки православных монахов в Киево-Печерской лавре показывают, что искомого результата можно достичь безо всяких самоистязаний. Тогда зачем все это, спрашивается?

“Живых Будд” можно увидеть в храмах на севере главного японского острова Хонсю, чаще всего они находятся в маленьких храмах, затерявшихся в священных горах Ямагаты. Они малоизвестны и редко посещаются туристами. В более известном храме Дайничи мумии можно увидеть, но для этого необходимо попросить священников.

Самомумифицирование в большинстве своем осуществлялось не только ради “праздного удовольствия” слияния с абсолютом. Монахами руководили вполне мирские  желания помочь окружающим. Считалось, что практики, убивающие плоть, очищали близлежащие земли от эпидемий, наводнений, засухи, неурожая и прочего негатива. Кроме этого, “сокушинбутсу” было попыткой противостоять самой распространенной “болезни” человечества – смерти, ведь, как я уже упоминал, считалось, что мумии не умирали, а как бы продолжали жить в другом измерении. Так это или нет  – не нам судить.

Первое известное воплощение в “сокушинбутсу” произошло в 1081 году и последнее – в 1903-м. Сегодня подобные практики запрещены.

Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)
Сокушинбутсу – буддийская практика самомумификации (Япония)

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. В некотором смысле восхищаюсь ими. Это как же надо верить, чтобы пойти на такое! И не передумывали же, хотя времени для этого было хоть отбавляй.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните ползунок вправо *