“Это не сон, это Sony” – этот слоган сегодня знает каждый, но через что пришлось пройти основателям корпорации, пока название не стало аналогом  высшего качества, нам и не снилось.

Всякая фирма – это в первую очередь люди, а “Sony” – это Масару Ибука и Акио Морита. Для начала сделаем короткий экскурс в начало ХХ века,  когда родились вышеупомянутые основатели знаменитой корпорации.

Дело было в 1908 году. В маленьком городишке неподалеку Токио родился Масару Ибука. Когда мальчику исполнилось два года, его папа, инженер электростанции, погиб вследствие производственной травмы. Ибука рос без родителей, потому что мама вышла замуж, а Масара поселился у бабушки и дедушки. Трагедия с папой нисколько не охладила тягу к инженерному делу, к тому же дед сумел правильно направить внука в нужное научное русло, вследствие чего из Ибуки получился без преувеличения “гений-изобретатель”.

Акио Морита родился с опозданием от компаньона на 13 лет. Семейка его на протяжении 15 поколений бадяжила сакэ и очень надеялась, что новоиспеченный сыночек будет продолжать в том же духе. И все бы так и было, если б родители сгоряча не купили чаду электрический фонограф. На этом карьера Акио-самогонщика закончилась, а страсть к электрическим разрядам началась. Собственно, не именно к разрядам, а во что их можно превратить – фонограф тому иллюстрация.

Немножко времени мы упускаем из вида и переносимся прямо к тому моменту, когда уже взрослые бывшие военные инженеры делают вот то, что на фотографии.

Масару Ибука и Акио Морита
Масару Ибука и Акио Морита

Фирма “Sony” родилась под несколько иным, трудночитаемым и громоздким названием “Тokyo Tsushin Kogyo Kabushiki Kaisha” (Токийские научно-исследовательские лаборатории телекоммуникаций) в 1946. Соавторы фирмы, Акио Морита и Масару Ибука, вложив в контору 500 баксов совокупного капитала, и засев на руководительских креслах, стали размышлять, чем бы это заняться. Помещение трещало по швам от наполнявших ее идей – от производства пирожков до торговли шмотками, но отцы выбрали совершенно провальное (как тогда многим казалось) направление – электронику. Электроника оно конечно хорошо, но с 500 долларами высоко не взлетишь, и директора, а по совместительству и единственные сотрудники фирмы решительно берутся за производство самого что ни есть злободневного собственного изобретения – электрорисоварки. Идея сама по себе хорошая и, наверное имела бы успех у населения, особенно если учесть национальную специфику, но сколько ребята не бились над своим творением, никак не получалось сварить действительно качественную кашу – смесь то пригорала, то не доваривалась. Усовершенствование прибора довело рисоварку до состояния электропечки, но и та тоже не давала качественного продукта на выходе. Пока продолжались инженерные изыски и поиски, стартовый капитал сделал тю-тю и перед ребятами встал ребром болезненный вопрос прибыли.

Рисоварка производства Масару Ибука и Акио Морита
Рисоварка производства Масару Ибука и Акио Морита

Некуда деваться, хлопцы в порыве отчаяния обшивают спираль тканью и выпускают в народ следующее детище под названием “теплая подушка” – то, что мы знаем сегодня как банальную электрическую грелку. Грелки толкали на черном рынке, и, несмотря на то, что те иногда сыпали искрами, а иногда имели свойство гореть синим пламенем, в принципе дела пошли вгору. Не фонтан конечно, но все же. К сожалению, фотографии этого чуда история не сохранила.

Изобретательство шло своим ходом. Ибука подумал себе, что Япония, жаждущая международной информации, оказалась в информационной блокаде посредством несовершенства радиоприемников. Вопрос национального масштаба был решен просто и красиво – приставкой к обычному приемнику. Приставку, ясное дело, смастерили отцы-основатели, только вот незадача – расплачиваться рядовому японцу за доступ к международным волнам было нечем – война, инфляция, безработица, все такое. Но рис – он был. Денег не было, а рис был. Недолго думая, Ибука стал менять приставки на рис, а рис перепродавать. И рядовому японцу хорошо, и фирма при оборотах.

Поднявшись немножко на грелках и приставках, ребята получили первый жирный заказ – микшерский пульт для местной радиостанции. Там и приключилась роковая встреча Ибуки с магнитофоном. Увидев это чудо, Ибука воспылал страстным желанием сотворить чего-то похожего (а может и лучшего), поделился мыслями с напарником, и страстное желание стало одним на двоих.

На то время у них уже был некий штат работников, вовсю паяющих под зонтиками нехитрые приборчики. Зонтики я упомянул не случайно – крыша, понимаете ли, протекала на производственных мощностях. С нормального помещения фирму выперли за перерасход электрики, которая по тем временам отпускалась строго по лимиту, а парни любили сиживать с паяльниками в обеих руках сутки напролет – где же тут в лимит вписаться. Вот и пришлось им разместиться на развалинах – зато с энергией раздолье.

Значит, магнитофон. А магнитофон, как известно, начинается с пленки, а пленка – штука трудная в изготовлении, особенно в послевоенном Токио, а фирма “Тokyo Tsushin…”, равно как ее создатели, любит всяческие трудности…

ПРОДОЛЖЕНИЕ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here

Потяните ползунок вправо *